Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Дизельный двигатель

Основные рабочие характеристики и конструкционные особенности дизельных двигателей

Несколько десятилетий назад понятия «дизельный мотор» и «легковой автомобиль» считались несовместимыми друг с другом. Однако сегодня ситуация изменилась кардинально, и количество единиц легковой транспортной техники с дизельными силовыми агрегатами неуклонно растет. Более того, все стереотипы, которые были связаны со словосочетанием «дизельное топливо», полностью разрушились после появления на дорогах малолитражных легковушек, работающих на нем. Относительно недавно большинство автомобилистов ассоциировали дизельный мотор с постоянным запахом топлива, черным дымом из выхлопной трубы, низкой скоростью движения. Флагманы автомобилестроения ежегодно улучшают характеристики дизельных агрегатов, совершенствуют их конструкцию, систему управления, подачи топлива, что позволяет значительно увеличить мощность и рабочую динамику агрегатов. Например, турбина, в конструкции дизельного двигателя, сейчас уже столь привычный элемент на столько, что ей оснащается каждый второй мотор.

Дизельный двигатель автомобиля

Окончательно завоевать лидерство, и полностью вытеснить бензиновый мотор, дизельному агрегату так и не удается. Обладающий приличным эксплуатационным ресурсом и отличными рабочими характеристиками, двигатель имеет слабое место: его топливная система требовательна к качеству солярки (засорившаяся форсунка может показаться мелочью в сравнении с полным восстановлением работоспособности ТНВД). А в нашей стране, контрафактные ГСМ будут реализовываться еще долгое время. Какой дизельный двигатель для автомобилей сегодня является самым универсальным и адаптированным для использования на большинстве популярных моделей транспортных средств? Ведущие автомобилестроительные компании мира постоянно работают над модернизацией линейки выпускаемых ими дизельных силовых агрегатов. Инженеры Volkswagen, BMW и Mercedes постоянно ведут негласные соревнования между собой, и никак не могут определить, кто из них выпустит лучший дизельный двигатель сегодня, и агрегат, какой из компаний сможет удерживать это звание в дальнейшем. Но все же, только автовладельцы могут решить, какой дизельный двигатель закрепит за собой это звание.

Работающий на ДТ силовой агрегат обладает высокими экономическими показателями и надежной работой. Этого удается добиться за счет постоянного рестайлинга основных элементов и узлов двигателя (топливная система, турбина, форсунка и т. Д.). Каждый владелец транспортного средства слышал восторженные отзывы о дизельных двигателях «миллионниках». Таким эксплуатационным ресурсом обладают немецкие агрегаты. Кстати, после капитального восстановления, большинство автовладельцев переводят их на газ. Вообще лучший дизельный двигатель понятие условное, и определить, агрегат какого из производителей можно им охарактеризовать очень сложно.

Устройство дизельного двигателя

Стандартная конструкция дизельного силового агрегата во многом схожа с конструкцией бензинового. Блок цилиндров, который выступает в роли главной движущей силы, своим устройством и принципом функционирования не имеет никаких принципиальных отличий. Заметим, что различия между моторами начинаются с выпускных и впускных клапанов, конструкция которых усилена на дизелях, поскольку они имеют большую степень сжатия. Из-за этого дизельный двигатель имеет большую массу и габариты. Помимо этого, система смазки также имеет свои особенности, из-за чего в моторе используется специальное дизельное масло.

Все же основным отличием агрегатов этого типа является устройство их топливной системы, поскольку транспортировка, процесс формирования рабочей смеси, впрыск и воспламенение осуществляется различными способами. Например, в бензиновом силовом агрегате смесь формируется перед ее впрыском в цилиндры, а ее воспламенение осуществляется при помощи свечи зажигания. В дизельных моторах все по-другому. Их особенностью является разделенная подача солярки и воздуха для формирования смеси. Вначале в цилиндры силового агрегата нагнетается воздух, где он нагревается до температуры 750-800 градусов, после чего осуществляется впрыск топлива под высоким давлением. За счет высокой температуры прогрева воздуха, топливная смесь воспламеняется самопроизвольно. Для защиты от перегрева цилиндров и поршней, применяется специальное дизельное масло.

Процесс воспламенения рабочей смеси в цилиндрах дизельного двигателя сопровождается небольшой детонацией, из-за чего он работает несколько шумней, нежели бензиновый. Но, он прекрасно может функционировать на обедненной рабочей смеси, за счет чего достигается его экономичность. Также из-за менее обогащенного топлива, агрегат меньше загрязняет экологию.

Высокий уровень шума, постоянный запах топлива, небольшое количество лошадиных сил, невозможность запуска при температуре ниже нуля, сложный ремонт, сейчас уже остались в прошлом. На современных дизельных агрегатах эти неприятные особенности эксплуатации полностью отсутствуют. Существует несколько типов двигателей, различия между ними заключаются в конструкции камере сгорания.

Эксплуатация дизельного двигателя

Большинство современных дизельных моторов оборудованы турбиной, ввиду чего производитель не рекомендует их постоянную эксплуатацию на повышенных оборотах. Говоря проще, езда на транспортном средстве с дизельным силовым агрегатом имеет некоторые различия. Поскольку мотор имеет лучшие тяговые характеристики именно на пониженных оборотах, соответственно, не следует стремиться постоянно их увеличить. Помимо этого, необходимо включать повышенную передачу во время работы агрегата на пониженных оборотах.

В завершении следует отметить основные моменты, выполнение которых поможет значительно продлить ресурс дизельного двигателя и сделать его эксплуатацию более комфортной:

  • перед началом движения необходимо немного прогреть мотор;

  • следует полностью исключить применение универсальных моторных масел, а использовать лишь те смазывающие жидкости, которые рекомендует автопроизводитель для конкретного типа агрегатов;

  • обязательно соблюдать регламентные сроки замены расходников;

  • использовать топливо в соответствии с сезоном;

  • контролировать состояние свечей накала;

  • не превышать рекомендованные обороты двигателя;

  • своевременно проводить диагностику и устранять неисправности;

  • следить за работоспособностью системы турбонаддува.

Выполнение этих несложных мероприятий, позволит увеличить ресурс силового агрегата до миллиона километров и более.