Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Оппозитный двигатель

Оппозитный двигатель, его конструкционные и эксплуатационные особенности

Двигатель внутреннего сгорания еще с момента своего создания постоянно модернизируется конструкторами. Разработчики ставят для себя задачи по снижению массы и габаритов агрегата, без потерь его мощности и производительности. Это привело к появлению оппозитного двигателя, в котором удалось соединить воедино большинство поставленных задач.

Изначально мотор этого типа устанавливался на военную технику. После ряда положительных испытаний немецкий автоконцерн Volkswagen опробовал новый агрегат на знаменитом «Жуке», после чего оппозитный тип двигателя начали активно устанавливать на свои модели Субару и Порше.

Сегодня среди автовладельцев ходят двоякие отзывы о его работе, поэтому в рамках публикации стоит подробно рассмотреть все преимущества и недостатки, чтобы понимать: какую позицию занимает агрегат в гражданском автомобилестроении.

Конструкция двигателя

Несмотря на то, что общий принцип функционирования и схема агрегата одна, он может иметь несколько вариантов исполнения его конструкции. Эта техническая особенность связана с горизонтальным положением его блока цилиндров, которое может иметь различные варианты исполнения, при этом работа агрегата принципиально не отличается. Опишем основные конструкционные исполнения оппозитного двигателя. Их существует два типа:

  1. «Боксер» – его особенностью конструкции является параллельное расположение поршней на равноудаленном расстоянии друг от друга и плоскости двигателя. Работа его поршней напоминает движения боксера. Агрегат используется в модельном ряде компании Субару. В его конструкцию чаще всего входит турбина.

  2. «ОРОС» – имеет принципиально другую конструкцию, а его широкое применению на легковых транспортных средствах стало возможным за счет инвестиций Билла Гейтса. Двигатель этого типа отличается конструкцией ЦПГ. Дело в том, что в его цилиндрах располагаются по два поршня, которые агрегатированы с одним коленчатым валом. Благодаря такому конструкторскому решению полностью отсутствуют головка блока цилиндров и механизм ГРМ, поскольку один из поршней обеспечивает подачу топлива, а второй – выводит отработанные газы. В результате этого удалось значительно снизить массу и габариты агрегата, упростить его конструкцию.

Плюсы оппозитного двигателя

Преимущества моторов данного типа очевидны, иначе они попросту не использовались в модельном ряде таких автоконцернов, как Порше. Перечислим все плюсы от эксплуатации оппозитных агрегатов:

  • Мотор расположен таким образом, чтобы значительно снизить центр тяжести транспортного средство, а это позволяет улучшить его устойчивость и управляемость.

  • Передача крутящего момента практически без потерь мощности, поскольку агрегат располагается на одном уровне с коробкой передач.

  • Тихая, размеренная и плавная работа двигателя с минимальным уровнем вибрации даже при повышенных оборотах. Это обеспечивается за счет отличной балансировки мотора, в котором поршня развернуты на 180 градусов друг к другу. Такая компоновка способствует быстрому гашению возникающих колебаний и вибрации.

  • Поскольку оппозитный мотор отлично сбалансирован, его коленчатый вал имеет меньшую массу и размер. В отличие от двигателя стандартной конструкции он монтируется на трех подшипниках, вместо пяти.

  • Расположение и конструкционные особенности позволяют этому типу ДВС занять лидирующую позицию в области пассивной безопасности. При лобовом столкновении полностью исключена вероятность того, что силовой агрегат проникнет в салон.

  • Отзывы владельцев транспортных средств с мотором оппозитного типа свидетельствуют о том, что при выполнении всех рекомендаций производителя относительно его обслуживания, эксплуатационный ресурс агрегата может превысить миллионный порог.

Минусы оппозитного двигателя

Преимущества мотора очевидны, однако, в противоположность им существуют определенные недостатки, которые не позволяют устанавливать этот силовой агрегат на все модели существующих транспортных средств. Расскажем о них:

  • Сложность выполнения любых ремонтных работ. Даже самая существенная неисправность послужить предпосылкой демонтажа силового агрегата. Другим способом подобраться к элементам расположенного в горизонтальной плоскости мотора, просто не получится.

  • Повышенное потребление моторного масла после недолгого, но интенсивного эксплуатационного периода. Это является следствием выработки поверхности гильз цилиндров. Несмотря на то, что в этом типе силового агрегата они предусмотрены заменяемыми, выполнить эту процедуру по силам только высококвалифицированному специалисту.

  • В планы разработчиков оппозитного двигателя входило создание агрегата компактных размеров. Однако мотор занимает практически все подкапотное пространство, хотя имеет меньшую массу и низкое расположение.

  • Провести полную диагностику работоспособности и капитальный ремонт мотора оппозитного типа очень проблематично ввиду отсутствия специалистов с необходимой квалификацией. Помимо этого, стоимость ремонтных работ уж никак не назовешь приемлемой.

Эксплуатационные особенности оппозитного двигателя

Владельцев автомобилей с этими типами моторов особенно беспокоит проведение их ТО и ремонта, поскольку эти процедуры считаются одними из самых сложных и затратных. Чтобы избежать дальнейших проблем и не расстаться с круглой суммой кровно заработанных, которые придется выложить за капитальный ремонт силовой установки, следует выполнять рекомендации специалистов относительно эксплуатации транспортных средств с оппозитными двигателями.

Главным критерием продолжительной работоспособности мотора является соблюдение регламентных сроков проведения ТО. Автомобиль обязательно должен обслуживаться в специализированных сервисных центрах, где механики имеют допуск на выполнение соответствующих работ, при этом их квалификация подтверждена официальным сертификатом. В противном случае, существует риск выхода из строя основных элементов агрегата. Особое внимание необходимо уделять качеству ГСМ. Низкокачественное топливо и моторное масло губительно отражаются на работе двигателя оппозитного типа, в несколько раз снижая его характеристики и эксплуатационный ресурс. Поскольку мотор имеет эффективную систему охлаждения, большинство автовладельцев попросту игнорируют этот момент. А зря. Нещадная эксплуатация автомобиля, особенно в жаркие летние месяцы, в любом случае рано или поздно вызовет перегрев агрегата со всеми вытекающими отсюда последствиями.