Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Система зажигания

Система зажигания автомобиля

Назначение

Ни один автомобиль не сможет завестись без системы зажигания, посредством которой искровой разряд при определённом такте работы двигателя передаётся на каждую из свечей зажигания. В автомобилях с дизельными движками работа зажигания заключается во впрыске топлива в камеру сгорания при такте сжатия. В современных автомобилях работа системы зажигания заключается в подаче импульсов в блок, управляющий работой погружного топливного насоса.

 

Устройство системы зажигания.

      Все типы систем зажигания похожи между собой по конструкции, а отличаются только принципом, по которому создаются управляющие импульсы. Так, ни один узел не сможет работать без источника питания (аккумулятора) и генератора (обеспечивает работу мотора). Помимо этих деталей система зажигания состоит из следующих элементов:

- Выключателя зажигания - механического или электрического контактного устройства, подающего напряжение к системе зажигания (на замок зажигания). Благодаря этому устройству бортовая сеть, и втягивающее реле от стартера машины получает напряжение.

- Накопителя энергии – узла, накапливающего, преобразующего энергию достаточную для того, чтобы в межэлектродном зазоре каждой из свечей зажигания возник электрический разряд. Существует два накопителя энергии – ёмкостный и индуктивный.  В качестве простейшего индуктивного накопителя устанавливают катушку зажигания, представляющую собой автотрансформатор, с подключённой первичной обмоткой к положительному полюсу и через устройства разрыва к отрицательному. Устройство разрыва работает, в результате чего первичная обмотка находится под напряжением самоиндукции. В это время вторичная обмотка находится под повышенным напряжением, достаточным, чтобы пробить воздушный зазор свечи. Ёмкостным накопителем называют ёмкость, которая при нахождении под повышенным напряжением накапливает энергию, отдаваемую в нужный момент свече зажигания.   

- Свечей зажигания, представляющих собой двухэлектродное устройство с зазором между электродами в 0,2-0,25 мм. Устройство выглядит в виде фарфорового изолятора, установленного на металлической резьбе. По центру расположен центральный проводник, служащий электродом. Роль второго электрода выполняет резьба.

- Системы распределения, подающую энергию в определённый момент времени на свечи зажигания от накопителя (состоит из распределителя, коммутатора и блока управления зажиганием). Ко всем свечам цилиндров подсоединены провода, по которым идёт напряжение, распределяемое  трамблером (распределителем зажигания). Распределяется зажигание механическими и статическими способами. При механическом распределении от движка вращение передаётся на вал, который «бегунком» передаёт напряжение через высоковольтные провода. При статическом распределении зажигания вращающиеся детали отсутствуют. При таком варианте катушка зажигания присоединяется прямо к свече, а управляется зажигание блоком управления. К примеру, при наличии у автомобиля четырёх цилиндров необходимо, чтобы катушек было также четыре. Статическое распределение зажигания проводится без наличия высоковольтных проводов. Любая катушка зажигания управляется посредством импульсов сгенерированных в системе распределения коммутатором, который при включении в электрическую цепь, питающую первичную обмотку катушки, при необходимости производит разрыв питания, создавая тем самым  напряжение самоиндукции. Определение момента (по данным датчика положения коленчатого вала, датчиков температуры, лямбда-зондов и датчика положения распределительного вала), при котором на катушку зажигания необходимо подать импульс определяется блоком управления зажиганием.

- Высоковольтного провода - одножильного провода с высокой изоляцией;

- Внутреннего проводника, имеющего спиралевидную форму, исключающего помехи в радиодиапазоне.

 

Схема системы зажигания

 

 Рис. Система зажигания: 1 – обозначение замка зажигания; 2 – обозначение катушки зажигания; 3 – обозначение распределителя, 4 – обозначение свечей зажигания; 5 – обозначение прерывателя, 6 – обозначение массы. 

 

Ремонт системы зажигания.

     Существует множество проблем в работе зажигания, из-за которых двигатель начинает работать с перебоями. Рассмотрим основные из них.

     Отсутствует ток на контактах прерывания. В таких случаях необходима зачистка контактов и регулировка зазора между ними.

     Ослаблена прижимная пружина. В таких случаях необходима замена контактной группы. Также необходимо сделать проверку соединений и самих проводов. Из них те, что находятся в повреждённом состоянии нужно заменить. Возможна диагностика с последующей заменой выключателя зажигания или его контактной части. При обнаружении пробитого конденсатора, также нужно заменить и его. Далее проводится диагностика первичной катушки зажигания, которая подлежит замене при обнаружении обрыва.

     Контакты прерывателя не размыкаются. В таких случаях регулируется межконтактный зазор, если текстолитовая подушечка или втулка рычага прерывателя сильно изношена, то  контактная группа подлежит замене.

Необходимо проверить ротор распределителя зажигания, у которого внутренняя поверхность крышки имеет трещины или покрыта нагаром. Из-за этого возможны утечки тока. Поэтому крышку нужно очистить от нагара, а при наличии трещин – заменить.  

Необходимо проверить, правильно ли присоединены провода высокого напряжения. Подсоединение их должно быть выполнено согласно порядка работающих цилиндров (1-3-4-2). Также нужно уточнить размер межэлектродного зазора на свечах, который при необходимости нужно отрегулировать, а свечи очистить от нагара. Повреждённые свечи зажигания заменяются. Не стоит забывать и о проверке и регулировки установки момента зажигания.