Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Бесконтактная система зажигания

Бесконтактная система зажигания

Устройство бесконтактной системы зажигания

 

 Система зажигания бесконтактного типа даёт возможность увеличить мощность движка, уменьшить расход бензина и количество выбросов ядовитых веществ в окружающую среду благодаря более высокому напряжению разряда и естественно более качественному сгоранию рабочей смеси.

   Любая система зажигания такого типа не сможет работать без следующих элементов: источника питания, импульсного датчика, распределителя, транзисторного коммутатора,  выключателя зажигания, катушки зажигания и свечей зажигания. Катушка зажигания, свечи и распределитель соединяются между собой проводами высокого напряжения.

  Импульсный датчик создаёт электрические импульсы с низким напряжением. Различают следующие типы импульсных датчиков: оптический,  индуктивный и датчик Холла. Чаще всего применяется с системах зажигания подобного рода импульсные датчики, работающие по эффекту Холла (магнитное поле воздействует на проводниковую пластину, вследствие чего возникает поперечное напряжение).  Эти импульсные датчики работают при помощи постоянного магнита, полупроводниковой пластины с микросхемой и стального экрана с прорезями (обтюраторы). Из-за пропускания прорезью стального экрана магнитного поля в пластине из полупроводника и появляется напряжение.  Прорези стального экрана чередуются, вследствие чего и создаются импульсы с низким напряжением. В системах зажигания этого типа импульсный датчик и распределитель образуют одно целое, называемое  датчик-распределителем. Внешний вид датчика-распределителя напоминает прерыватель-распределитель, особенно в сочетании с аналогичным приводом от коленвала движка.  Посредством транзисторного коммутатора первичная обмотка катушки оказывается обесточенной (ток прерывается) при появлении сигналов импульсного датчика. Ток прерывается, когда выходные транзисторы отпирается и запирается .

 

Принцип работы

 

    Система зажигания бесконтактного типа работает следующим образом.

  При включении зажигания, коленчатый вал начинает вращаться. Его вращение задействует датчик-распределитель, образующий  импульсы определённой величины напряжения. Приём импульсов осуществляется на транзисторном коммутаторе. В свою очередь с помощью коммутатора создаются токовые импульсы на катушке зажигания (её первичной обмотке). Когда ток в катушке зажигания (её вторичной обмотке) прерывается, то формируется ток при высоком напряжении. Индуцированный ток при высоком напряжении перенаправляется на распределитель (его центральный контакт). Далее согласно тому, в каком порядке работают цилиндры мотора, ток при высоком напряжении через высоковольтные провода попадает на каждую из свеч зажигания. Свеча в свою очередь формирует искровые заряды, которые воспламеняют рабочую смесь в цилиндрах (в камерах сгорания). С постепенным увеличением частоты оборотов коленвала опережающий угол зажигания регулируется при помощи центробежного регулятора опережения системы зажигания. С постепенным увеличением нагрузки на мотор опережающий угол зажигания регулируется вакуумным опережающим регулятором системы зажигания.

 

Неисправности

 

    Основными причинами неисправностей системы зажигания являются:

    Зачастую неисправности в БСЗ возникают по следующим причинам:

- нарушение правил использования (залили некачественный бензин, нарушили периодичность обслуживания или провели его неквалифицированно);

- использовали некачественные конструктивные элементы системы (катушка зажигания, свечи, высоковольтные провода);

- внешние факторы (из-за механического повреждения, капризов природы).

 

  Чаще всего неисправности БСЗ происходят из-за проблем со свечами. При продолжительной работе эти элементы системы зажигания постепенно покрываются нагаром, в результате этого в межэлектродном зазоре невозможно создать искровой разряд. Поэтому свечи периодически нужно чистить, путём промыва в бензине, просушки, обезжиривания и аккуратного снятия нагара острым предметом (только осторожно, чтобы не свеча не была поцарапана). Искровой разряд на свечах может отсутствовать ввиду неправильно установленного межэлектродного зазора.

   Если со свечами всё в порядке, значит необходимо проводить диагностику системы зажигания в зависимости от возникшей проблемы.

   Так, затруднительный старт мотора или отсутствие устойчивости при его работе на холостом ходу происходит из-за обрыва (пробоя) любого из высоковольтных проводов, неисправности в свечах зажигания, неисправной катушки, пробоя крышки на корпусе датчика-распределителя, неисправности коммутатора, поломке датчика-распределителя.

  Резкое снижение мощности мотора или повышенный расход бензина возможен из-за  неисправных свечей зажигания,  проблеме с входными датчиками, неисправном электронном блоке управления.

  В общем, последовательность диагностики нужно проводить в зависимости от признака неисправности.